Мне кажется, что читать о стилях мало что даст - только слушать. Ну а слушать собственно все, что есть в наличии и делать вывод о стилях. Причем предположить что есть норвежская или скажем якутская школа, мне проще т.к. много записей, насчет американской сложней т.к в моей фонотеке имеется всего два исполнителя. Кстати один из них Джон Райт просто фантастически играет. Насчет русского стиля мне тоже кажется, что его нет, как и русского варгана.
Стили игры на разных на язычковых инструментах
Стили игры на разных на язычковых инструментах
20.11.2008 22:05:43
|
|
|
|
21.11.2008 00:39:55
Эхх... как бы до твоей фонотеки американской добраться
может на |
|
|
|
20.11.2008 20:29:05
Иногда. Он же Евпатий Неистовый |
|||
|
|
21.11.2008 06:17:51
если ты про Xiv в. то в интеренте есть фотки... в яндексе находила, а щас под рукой ссылки нет...
----------------------------- кстати вот например |
|
|
|
21.11.2008 06:22:00
это Вторая половина Xiv в. Найден в Новгороде
читать можно тут |
|
|
|
21.11.2008 06:14:39
Посмотреть бы как выглядит найденное (я имею ввиду варганы)...
|
|
|
|
21.11.2008 06:48:40
Спасибо, выглядит довольно современно и "правильно".
ЗЫ Немного настораживает отличная сохранность деревянных изделий по ссылке, хотя я не спец. |
|
|
|
20.11.2008 18:50:08
Про Британские острова с Ирландией - тут все же в сторону континента смотреть надо - с "саксами" еще папа Артура бился. Да и "викингам" туда плавать удобно было. У тамошнего населения свои музыкальные инструменты (кстати, тоже в разное время запрещаемые) - к примеру, волынка, бойран. Именно "американский", а не американских мастеров-варганистов? Тут, по-моему, можно взять только "кантри" музыку - там Jew's harp активно используется, почти как губная гармошка. Только это - так называемый "региональный культурный рынок" за пределами США эта музыка распространения не получила. Но для общего представления о её мелодике можно послушать записи из Нета (даже без варгана) - там не очень сильная музыкальная вариативность. И все же это - продукт европейской культуры. |
|||
|
|
20.11.2008 17:31:00
мдяяяяя
для музыки в принципе тоже, ибо часть искусства коренные жители обоих Америк узнали варган после колонизации, причем РАЗНЫМИ государствами. Т.е. ни о какой национальной ни о этнической составляющей при таком раскладе говорить не приходиться. Это даже не эклектика. В США безусловно есть отдельные мастера которые участвуют в международных варганных фестах, но насколько развита именно их школа(есть ли преподавание и развитие вообще?) и есть ли в ней какие либо особенности - не углублялся в вопрос. |
|||||
|
|
21.11.2008 09:35:50
Sed, огромное спасибо за интересный исторический экскурс... Я серьезно.
Интересно, а что на это скажешь: В культуре России варгану было отведено особое место, но отношение всегда было противоречивое. С одной стороны, он был крайне популярен в народных массах. Использовавшийся в наигрышах, сопровождал человека всю его сознательную жизнь. В эпоху Киевской Руси существовал даже обычай хоронить умершего вместе с его музыкальным инструментом, т.к. необходимость в нем могла возникнуть и в том мире. С другой стороны, церковь, осуждающая музыкальную культуру скоморохов и все народные торжества с песнями и плясками под звуки инструментов, критически относилась к любому роду соблазнов «греховного мира», к коим причисляла всевозможные «гуделки», «пищалки» и «трещетки», как бесовские орудия, и по указу они должны были уничтожаться. В дальнейшем варган снова возрождается, но подобная история повторяется уже в 20 веке. В эпоху сталинизма он был запрещен как вредный пережиток прошлого, потому что был тесно связан с частью языческой веры - шаманизмом. Несмотря на это, традиция игры на варгане передавалась из поколения в поколения и сохраняется до сих пор. Источник: Если верить вышенаписанному, то Рассуждаем логически. Ведь если даже хоронили с предметом, значит он был популярен, широко использовался (пусть и в определенных слоях населения)... Значит были какие-то традиционные наигрыши, мелодии... Так? |
|
|
|
21.11.2008 08:51:24
Qwerty, варган новгородский - это безусловно интересно. Но, тут сразу встает несколько вопросов:
1. Новгород имел очень широкую автономию, как политическую, так и культурную - вплоть до Ивана Грозного. По сути - был самостоятельным государством. 2. Новгород больше торговал, а соответственно общался с Северной Европой (кстати, и с "орденами" они в основном не воевали). 3. Археологические раскопки, к примеру, Москвы, Твери, Рязани - насколько мне известно, таких находок не выявили, здесь, правда, могу и ошибаться. В любом случае их мало. А с Москвой в последние 30 лет в археологии - одни непонятки. Qwerty, я не отрицаю существования на "РУСской" территории варганной традиции, особенно на севере. Но «Новгородский феномен» был уничтожен при Иване Грозном - в "опричнину". Veskimo, Новгород с окрестностями в отношении сохранности археологических памятников - клад, как и любое болото. Разница в том, что в новгородских болотах стоял крупнейший центр Северной Европы. Дело в том, что почва очень мягкая, но очень вязкая - не допускает циркуляцию воздуха - предметы, как бы консервируются, а дерево, вообще, становится еще и "морёным". Недаром именно в Новгороде сохранились "берестяные грамоты", страшное количество утвари, даже вполне сохранившееся святилище(идолов там зарыли - наверное от уничтожения). Вот на "Масловом болоте" находят деревянные вещи вообще с Неолита |
|
|
|
21.11.2008 10:39:52
Qwerty, тут похоже многое желаемое выдается за действительное
"Киевская Русь" - скорее временной промежуток, нежели "государство" в современном понимании. Новгород, а впоследствии Владимир не уступали Киеву. В своих регионах - не меньше четверти территории "государства" (каждый) они были влиятельнее Киева. Верования и обряды тоже очень разнились, только "хтонические" проявления - типа "лунницы" были широко распространены. Похороны с варганом - не подтверждено археологией "Варганов в Новгороде найдено шесть экземпляров." - очень мало, "берестяных грамот" найдены сотни! "лунниц" - ТЫСЯЧИ. Про церковь - не надо. Мы уже, совместными усилиями 7 страничную ветку нафлудили "Варган снова возрождается... уже в 20 веке..." - я вижу интерес к варгану, но не "возрождение". Делают "русские" варганы - 2 человека, играть умеют единицы. "Традиция игры на варгане передавалась из поколения в поколения и сохраняется до сих пор" - в Якутии и на Алтае, возможно но не на территории проживания восточных славян (6 - 14 вв). У нас - все инструменты "иноземные" - якутские, венгерские, индийские и т.д. Люди, которые хорошо играют - shum, yeti, 2kryla - осваивают варганы самостоятельно и скорее создают традицию, чем возрождают. |
|
|
|
21.11.2008 10:45:12
Пример обрядовой игры я давал по ссылке: Безусловно исполняемые наигрыши и мелодии были традиционно Русскими(не еврейские же 7:40), но достаточно ли чтобы говорить о "стиле" ?! Думаю что не достаточно. |
|||
|
|
21.11.2008 10:50:26
- ну практически доромб "Полинезия Тотем" работы венгерского мастера Золтана Жилягия |
|||
|
|
21.11.2008 13:41:03
Я в поисках истины |
|
|
|
21.11.2008 14:39:19
Друзья, ваши обсуждения очень интересны, но как мне кажется, от них мало пользы тому кто желает усовершенствоваться в игре на варгане.
Пока ветка затихла, позволю себе набросать картину того, какие основные стили игры я выделяю для себя. Сразу оговорюсь, что никакой научной базы написаное ниже не имеет. Посто подобные ориентиры я набросал для себя самого, чтобы черпать из них понемногу, формируя собственный стиль. Пишу согласно своему хит-параду. 1) Жилягий style - его характеризует активная работа диафрагмой, создание четких ритмов при помощи боя, а также огромное количество разнообразных "фишек". Это примерно как в электронной музыке, есть семплы, и они накладываются на определенный ритм. Основной паттерн: регулировка тональности в полости рта, за счет создания языком каналов различной конфигурации, выталкивание воздуха через зев (что-то вроде "кхы"), и затем толчок диафрагмой. 2) Раждастан style - пожалуй, один из самых технически сложных стилей. Те упражнения, которые я видел на диске о котором ранее писала qwerty, лишь вершина айсберга. Тут и работа диафрагмы, и создание резонансов внутри черепа, причем, тональность очень быстро меняется за счет артикуляции согласных. Глотка также активно участвует в процессе. Это икание, охи, ахи, кэки и куки. Работа языком - произнесение целых слов, например: туки-туки-ти. Плюс невероятное множество дыхательных техник, таких как придыхание, усиление звука отдельными вдохами-выдохами, дрожания диафрагмы пр. Тут над целую книгу писать. Свобода невероятная, можно создавать ритмические рисунки как на диджериду. 3) Якутский стиль - его мы часто обсуждали, и думаю, будем продолжать дальше в том же ключе, поэтому опущу описание. 4) Алтайский, казахский, киргизский, тувинский стили я объединил в одну группу, поскольку технически они пользуются очень похожими приемами. Основу игры здесь составляет создание резонансов внутри черепа, и соответственно создание мелодии за счет комбинации этих резонансов. Участвуют корень языка, гортань и кончик языка. За счет изменения положения этих составных элементов, мы создаем в пазухах различные гармоники, которые усиливаются за счет дыхания. Можно провести аналогии с "сыгытом", т.е. вытягивая трахею, и управляя потоками воздуха, играем как-бы на дудочке. 5) Восточно азиатский стиль. Напоминает алтайский, но тут активней работает диафрагма и ротовая полость. Извлекаются очень высокие гармоники и создаются интересные эффекты за счет вибрато. И конечно же, совершенно невероятные для меня, как для европейца, наигрыши. Вообще, особенности этого стиля словами описать сложно. Вот один из вариантов 6) Американский style. Основной ритмический рисунок создается дыханием. Чистый кантри. Я так думаю, что большинство американских исполнителей на варгане, в основном специализируются на губных гармошках. Посему и такое восприятие варганной музыки. 7) Загретдиновский стиль. К сожалению, никого кроме Роберта из башкирских исполнителей не слышал, поэтому не берусь сказать насколько в исконно-национальном стиле он играет. И поскольку всем варганным миром он признается номером один, то наверное имеет смысл говорить о Загретдинов style. Его характеризует быстрая игра, наложеная на довольно сложные рисунки боя, и частая смена тональности. Что-то вроде гармони. Вообще, Загретдинов отдельная варганная вселенная - и описывать его стиль занятие неблагодарное, - все равно что-нибудь да упустишь. Я привел семь основных (для себя) направлений, но понятное дело, существует их гораздо больше. Это и комбинации вышеприведенных стилей, и почти исчезнувшие стили. Есть также скандинавская традиция, в которой играют на тех же "дудочных" обуртонах, что и среднеазиаты, только у них это мрачнее и "холоднее" выходит. В общем много еще чего есть. Главное это желание и умение слушать ту, их музыку, и на основе ее самому что-то придумывать. А спорить о традициях и корнях можно вечность - лишь бы нравилось. |
|
|
|
20.11.2008 15:22:43
"Русский стиль" - это игра на варгане Ерошева с артикуляцией фраз "А не лепо ле бяше нам братьЯ" и т.д. ) Qwerty, а ты сама его изобрети - учить ему будешь - прославишься а если серьезно, то такого и нет, наверное. Почему? - Geraldo уже рассказал. |
|||
|
|
20.11.2008 15:25:23
Ни фига себе! Макс ты ЕЩЁ и Коловрат? ) |
|||
|
|
20.11.2008 16:27:01
ну низнаю... в тырнете читала, что русский стиль был в поволжье до начала 30х годов...
так что вот... поэтому с Geraldo не совсем согласна... ерошевский стиль... как и его русские варганы... ну тут можно порассуждать... и поспорить... но я говорю не только про русский стиль... на алтае наверное тоже как-то своеобразно играют... кстати еще в интернете читала про английский стиль, ирландский стилиль... было бы еще почитать про американский стиль... просто не знаю куда ткнуться, а интересно... кстати слышала в далеком детстве как казахи на своих темир-кубызах зажигают... тоже интересно... до сих пор мурашки по телу... так что вот... просто любознательность |
|
|
|
21.11.2008 15:07:47
Макс, как нам тебя не хватало! Чуть бы по раньше и некоторые форумчане сохранили нервные клетки ) |
|||
|
|
21.11.2008 15:37:32
Нет Qwerty, я про всех Вот сейчас просмотрел предыдущую "тему с конфликтами" и понял, что там кроме некоторого числа ссылок и книжек - ничего конструктивного нет В этой теме, только Yeti обратил внимание на твой вопрос, в то время как и я, и Geraldo - занимались "критикой источников" P.S. Надо будет тему про хомусы Осипова открыть |
|||
|
|
21.11.2008 15:46:21
да... было бы интересно прочитать про хомусы Осипова... да и вообще про хомусы...
Ждемс |
|
|
|
21.11.2008 14:41:31
фууууууу.....дэвочко, а такая грубая...... и труднообщуемая - 2 человека одно и то же по разному говорят, причём несколько раз = об стену горох и какие то "откровения" из Инета в аргументы. безусловно Sed - "другое дело" )))))) ЗЫ "подгнил" форум. По существу вопроса - всё меньше и меньше. Зато все с претензиями. ЗЫ ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОПРОС: Можно ли здесь поставить игнорирование (скрывать)сообщений от каких-либо пользователей ?? |
||||
|
|
|||
Users browsing this topic (1 guests)