WhatsApp and tel. number:
+7-906-061-60-71 
khomus@mail.ru

Russia, Moscow
Sretenka str. 27b1, office 26
Mo-Fr: 11.00 - 19.30 Sa-Su: 14.00 - 19.30


Russian version

Login

  remember me

Shop address

Russia, Moscow
metro station Sukharevskaya
Sretenka str. 27b1, office 26  

+7-906-061-60-71

Email: khomus@mail.ru

Every day: 11.00 - 19.30
Wholesales

For wholesales please contact Nikolai

khomus@mail.ru

Our site at Facebook:

 
Main  |  Форум  |  Users  |  yeti

yeti (All user's messages)

Search  Users  Rules 
Close
Login:
Password:
Forgot your password?
Register
Login
 
Select date in calendarSelect date in calendar

Pages: Prev. 1 2 3 4 5 Next
А зачем вам это?
 
Quote
Мне больше интересен вопрос: как Коля и Макс оценивают опыт "школы" на примере первой группы. Причем меня интересуют не "теоретические обоснования", а личные мысли, впечатления не только о группе, но и о себе - какой опыт получили они?

Для нас, это прежде всего структурирование накопленного опыта. Одно дело использовать прием или стиль игры, и совершенно другое, его разъяснение тому, кто находится за пределами ТВОЕЙ головы. Опыт становится как-бы трехмерным.
Еще я наверняка знал заранее, что часть группы отвалится - это нормальное явление, ведь многие нацелены на скорый результат, который в наши планы не входил. Надо понимать, что игра на варгане это еще игра рукой, губами, языком ,гортанью и пр. Когда все это богатство находиться в плачевном состоянии, то научить играть не получиться. Оттуда и практикуемые нами упражнения. Нам хотелось передать собственный опыт максимально точно и последовательно так, чтобы в голове у ученика сложилась целостная система. Вначале, в этом отношении были определенные сомнения, поскольку необходимо было расширить спектр привычных ощущений обучающегося. Многие интуитивно этому сопротивлялись, поскольку изменение восприятия связано с системой под названием личность. А человек личность свою бережет. В итоге мы пережили определенный критический момент, и после него, как мне кажется, все пошло как по маслу. Сейчас, группа находится на совершенно ином уровне понимания подобной музыки. Я безумно рад тогда, когда вижу женщин пенсионного возраста качающих диафрагмой на полную. Я вижу результат того, во что мы вложили огромное колличество собственной энергии, и это главное. Значит это существует не зря.
Варган против мракобесия
 
Quote

Максим, а представь - все мракобесия друг друга уничтожат и ни одного не останется ;) а пофлудить на форумах еще никому не вредило.


Много народу хорошего повалят ведь. А если и не повалят, то так помнут, что мало не покажется.

Quote
any_creature, это уж форум такой, мы тут посильно варганом с Эго боролись, с табакокурением и винопитием, вот ЩЩАС как ударим варганом по мракобесию :)

Напоминает сказку о супе из топора, а Мих?
Варган против мракобесия
 
Главное, это чтобы в итоге одно мракобесие не начало уничтожать другое.
Мало ли до чего болтовня на форумах может довести...
Галерея
 
Вот. Это одна из двух имеющихся фотографий меня (сделана только что). Вторая хуже.
[img]http://foto.mail.ru/bk/ilem/1/2.html[/img]
Стили игры на разных на язычковых инструментах
 
Друзья, ваши обсуждения очень интересны, но как мне кажется, от них мало пользы тому кто желает усовершенствоваться в игре на варгане.
Пока ветка затихла, позволю себе набросать картину того, какие основные стили игры я выделяю для себя. Сразу оговорюсь, что никакой научной базы написаное ниже не имеет. Посто подобные ориентиры я набросал для себя самого, чтобы черпать из них понемногу, формируя собственный стиль.
Пишу согласно своему хит-параду.
1) Жилягий style - его характеризует активная работа диафрагмой, создание четких ритмов при помощи боя, а также огромное количество разнообразных "фишек". Это примерно как в электронной музыке, есть семплы, и они накладываются на определенный ритм. Основной паттерн: регулировка тональности в полости рта, за счет создания языком каналов различной конфигурации, выталкивание воздуха через зев (что-то вроде "кхы"), и затем толчок диафрагмой.

2) Раждастан style - пожалуй, один из самых технически сложных стилей. Те упражнения, которые я видел на диске о котором ранее писала qwerty, лишь вершина айсберга. Тут и работа диафрагмы, и создание резонансов внутри черепа, причем, тональность очень быстро меняется за счет артикуляции согласных. Глотка также активно участвует в процессе. Это икание, охи, ахи, кэки и куки. Работа языком - произнесение целых слов, например: туки-туки-ти. Плюс невероятное множество дыхательных техник, таких как придыхание, усиление звука отдельными вдохами-выдохами, дрожания диафрагмы пр. Тут над целую книгу писать.
Свобода невероятная, можно создавать ритмические рисунки как на диджериду.

3) Якутский стиль - его мы часто обсуждали, и думаю, будем продолжать дальше в том же ключе, поэтому опущу описание.

4) Алтайский, казахский, киргизский, тувинский стили я объединил в одну группу, поскольку технически они пользуются очень похожими приемами. Основу игры здесь составляет создание резонансов внутри черепа, и соответственно создание мелодии за счет комбинации этих резонансов. Участвуют корень языка, гортань и кончик языка. За счет изменения положения этих составных элементов, мы создаем в пазухах различные гармоники, которые усиливаются за счет дыхания. Можно провести аналогии с "сыгытом", т.е. вытягивая трахею, и управляя потоками воздуха, играем как-бы на дудочке.

5) Восточно азиатский стиль. Напоминает алтайский, но тут активней работает диафрагма и ротовая полость. Извлекаются очень высокие гармоники и создаются интересные эффекты за счет вибрато. И конечно же, совершенно невероятные для меня, как для европейца, наигрыши. Вообще, особенности этого стиля словами описать сложно. Вот один из вариантов http://ru.youtube.com/watch?v=gsv2zvVoeWs

6) Американский style. Основной ритмический рисунок создается дыханием. Чистый кантри. Я так думаю, что большинство американских исполнителей на варгане, в основном специализируются на губных гармошках. Посему и такое восприятие варганной музыки.

7) Загретдиновский стиль. К сожалению, никого кроме Роберта из башкирских исполнителей не слышал, поэтому не берусь сказать насколько в исконно-национальном стиле он играет. И поскольку всем варганным миром он признается номером один, то наверное имеет смысл говорить о Загретдинов style. Его характеризует быстрая игра, наложеная на довольно сложные рисунки боя, и частая смена тональности. Что-то вроде гармони. Вообще, Загретдинов отдельная варганная вселенная - и описывать его стиль занятие неблагодарное, - все равно что-нибудь да упустишь.

Я привел семь основных (для себя) направлений, но понятное дело, существует их гораздо больше. Это и комбинации вышеприведенных стилей, и почти исчезнувшие стили. Есть также скандинавская традиция, в которой играют на тех же "дудочных" обуртонах, что и среднеазиаты, только у них это мрачнее и "холоднее" выходит. В общем много еще чего есть. Главное это желание и умение слушать ту, их музыку, и на основе ее самому что-то придумывать. А спорить о традициях и корнях можно вечность - лишь бы нравилось.
Стили игры на разных на язычковых инструментах
 
Quote
Ни фига себе! Макс ты ЕЩЁ и Коловрат? :))

Иногда. Он же Евпатий Неистовый
Стили игры на разных на язычковых инструментах
 
Мы shumom, в последнее время часто играем в стиле который в шутку назвали "Богатыр-транс". Тянет нас исполнять нечто подобное... Из глубин бессознательного лезет.

http://www.realmusic.ru/songs/527158/
Хочу по-якутски играть
 
Quote
Или выпустить диск... я бы с удовольствием купил)))))


Обязательно! Это произойдет в ближайшее время.
Хочу по-якутски играть
 
Quote
использую "паровоз" + "папа-мама", ну и артикуляция (какую могу) - по звуку, вроде, напоминает. Или ты про другое говоришь?

У меня так лучше получается на хомусах пониже.


Настчет "папы-мамы," ты Мих, все правильно понял. А вот дальше немножко посложнее. Наиболее актуальна тут дыхательная техника "надув шарика" - ее мы еще не проходили. Артикуляция происходит на основе двух компонент ов которые работают единовременно, а именно: расширение-сужение (т.е. артикуляция гласных на открытом звуке), и повышение-понижение. Вспоминай:)

То, что получается на низких хомусах - совершенно нормально, они сами в нутро просятся. А вот с высокими уже надо изрядно потрудиться
Хочу по-якутски играть
 
Всегда пожалуйста!
Вообще, как мне кажется, несмотря на всю отточенность и академичность стиля, якуты используют возможности инструмента далеко не на все 100%.
Их свобода звукоизвлечения собственной же традицией и ограничена. Айархан и Ким Борисов конечно же привнесли свежую струю, но это все не то.
Классика безусловно хороша, она помогает лучше понять глубину и красоту звучания хомуса, ее можно взять за основу, но далеко на ней не уедешь. Поэтому, имею смелость призвать всех больше экспериментировать, создавать нечто свое, иметь творческую смелость, и самое главное, не стесняться демонстрировать результаты! Мы здесь и сейчас создаем новый подход к варганной музыке, наши скромные эксперименты наверняка будут наталкивать остальных на дальнейший поиск путей развития. И со временем, я уверен, мы создадим свою, ни на что не похожую традицию (а может кто из генетической памяти и старую достанет), появятся наши талантливые мастера, и им уже будет на что опираться при создании инструментов.
Хочу по-якутски играть
 
У Айархан есть трек "Bugun Tobo Homusum", вот он как раз в этом самом стиле. Еще нечто подобное я слышал в исполнении Марфы Бадаевой
Сам я, очень люблю такое звучание, но работаю с этим направлением развития крайне мало, темперамент не позволяет держать темп. Да и такого глубокого проникновения в тонкости звучания хомуса тоже пока нет.
Плюс ко всему, язык якутов сильно отличается от русского, там есть буквы которые произносятся гортанью; в Сыыйа тардыы, как мне кажется, да и вообще в якутском стиле игры, многое построено на произнесении этих букв. А поскольку язык довольно сильно влияет на восприятие варганной музыки, то добиться такого звучания крайне маловероятно. В конечном счете все сведется к подражательству.
Но несколько характерных черт выделить все-таки можно:
1) за счет точного встраивания дыхания, звук сильно удлиняется,
2) конфигурация губ на деках хомуса постоянно меняется, что способствует появлению дополнительной "жирности" звучания,
3) положение языка от кончика до корня также постоянно меняется, таким образом артикулируются согласные звуки,
4) гортанью артикулируются низкие (или глубоко звучащие - не знаю как по другому сказать) гласные,.
И вся эта дружная компания на одном длинном вдохе опускается глубоко в живот, где начинает звучать совершенно магическим образом. Большой спектр частот как бы "разгоняется" внутри тела.
Так я вижу это из своей головы.
Звукоподражание
 
Quote
Ну, с цокотом копыт понятно, подражание жаворонку, гусю и кукушке - тоже можно освоить. У меня вот вопрос: каким образом воспроизводится ржание лошади (как в композициях Айархаан или четы Хатылаевых)? С помощью хомуса или без?

Без хомуса. У них видно в традиции подражание звукам природы голосом. Более того, они еще кукуют, визжат чуть-ли не ультразвуком подражая неизвестным мне птицам и масса всего прочего. Но это еще что! Вот Сарымай Урчимаев из Алтай Кай творит настоящие чудеса, я когда увидел, долго сомневался: а реально ли происходящее?
Звукоподражание
 
Quote
правда мне кажется там имелось ввиду имитация голосом

Имелась в ввиду имитация а-ля Шишигин. Когда я подражаю кукушке, то делаю именно так как и описал. Скорее всего, основная проблема у всех это недостаточная тренированность гортани - должен получатся почти щелчок. По идее, со временем оно придет.
Обратный Якутский Хват
 
Veskimo, вот ты и ответил на свой же вопрос.
На последнем концерте, нам с Shumom один колоритный дядечка рассказал, что варганисты на Руси пользовались высоким воротником, чтобы было лучше себя слышно. Действительно, ладонь повернутая "к себе" делает звук значительно "жирнее" (для играющего). Возможно, для тяготеющих к традиционной игре, такой хват является оптимальным еще и потому, что так проще выйти на тот самый якутский треск-рык.
Обратный Якутский Хват
 
Альбина Дягтерева утверждает что подобный хват выглядит эффектнее. Так, во всяком случае она мне сказала. Скорее всего, тут еще чисто практический вопрос - так просто физически легче удержать массивный инструмент. Звук меняется незначительно.
Имея сильные и натренированные шарами здоровья пальцы, я меняю хват (в основном это разновидности "шприца"), в зависимости от нюансов композиции.
А вообще, все эти правила нужны лишь для того, чтобы после их усвоения взять, и их же нарушить. Доверяйте своим ощущениям.
дыхание
 
Quote
ну так как вы тут единственные проффи


В этом деле я всего на всего ученик, и советов давать не вправе.
Указанных упражнений достаточно, для работы с дыханием в рамках игры на варгане. Но вполне вероятно что многие захотят пойти дальше. Могу лишь настоять на том, что прежде чем приступить к подобной практике, необходимо тщательно изучить суть вопроса. Большинство потребителей находятся в полном заблуждении относительно йоги. Их информационный пробел, с легкостью заполнят имеющиеся в книжных магазинах издания подобной тематики. А дальше, ориентироваться нужно по собственным ощущениям, нащупывать свой путь самому.

Что касается дыхания духовиков, то тут все похоже, но немного по другому.
Для того, чтобы "разгонять" внутри себя обертона, дышать при игре на варгане необходимо только диафрагмой. В принципе, человек по жизни должен дышать диафрагмой. На этом схожести заканчиваются.
Сила вдоха(выдоха), его скорость и частота, здесь существенно различаются. У меня был знакомый саксофонист, так вот играл он на варгане громко, но не более того. Подхватывать оттенки звука, создавать интересные ритмические рисунки, не путаясь при этом в обертонах, ему не удавалось. Но для дальнейшего освоения варгана это великолепнейшая база.
дыхание
 
Quote
какую именно? хатха? кундалини?
сам? или есть кому и где учить?

Конкретного и четкого определения моей йоги нет. Я в шутку могу назвать ее варган-йогой. Но в основном, все базируется на хатха-йоге.
Занятия кундалини, раджа, и пр. которые не подкреплены практикой хатха-йоги считаю неприемлимыми.

Вообще, это тема длинная, и для большинства очень спорная. Поэтому не хочу утомлять читателей форума лишними подробностями.
дыхание
 
Quote
Привет, Максим!

На ближайшем занятии не мог бы ты чуть подробнее на этом остановиться? Или рано еще?


Привет, Михаил!
Почти все перечисленные выше техники, входят в нашу учебную программу. Пока мы немного попрактикуемся в полном дыхании, и затем пойдем дальше.
дыхание
 
Quote
практикуешь йогу?

Да. По другому не могу
дыхание
 
Quote
как проверю все на себе обязательно поделюсь.

Вот несколько проверенных на себе техник.
Самое основное это освоение полного дыхания йогов. Это база, с него начинается осознанное дыхание. После того как этот тип дыхания станет для вас нормой жизни, можно переходить к следующим. И далее в порядке сложности: кумбхака, уджджайи, капалабхати, сукх-пурвак, дыхание укрепляющее нервы, бхастрика.
Этих пранаям вполне достаточно, для того чтобы развить грудную клетку, научится осознанно управлять объемом вдоха и выдоха, а также управлять интенсивностью вдоха и выдоха. Кроме того, это сверхблагоприятно скажется на общем состоянии организма. Можно к этому набору добавить несколько асан: йога-мудра, випарита-карани, бхуджангасана, сарвангасана, уддияна-бандха. Они развивают брюшной пресс лучше любых тренажеров.
Описание подобных техник можно найти на специализированых сайтах. А вообще, свое тело (или свои тела) просто необходимо развивать. Чем совершеннее наши тела, тем совершеннее продукты деятельности наших тел.

Еще очень полезно играть на дидже, это просто невероятная кладовая дыхательных паттернов.
Школа варгана на хомусре
 
Quote

было бы не плохо если товарищи Турбодзен помогли в создании видеокурсов. но думаю что им это не очень интересно. ))


Друзья, конечно же у нас есть подобная мысль. Вы даже себе представить не можете насколько нам приятно осознавать, что имеется такое колличество желающих овладеть игрой на этом инструменте!
Мы обязательно создадим небольшой видеокурс, но всему свое время. Нам необходимо тщательно структурировать опыт обучения в школе. Готовый продукт не должен быть сырым.
Прямой и обратный бой на разных хомусах
 
Quote
Может я что-то неправильно делаю... Поправьте меня пожалуйста...
В общем когда играю на хамусе Мандарова прямым боем (удар по язычку на себя) звук идет чистый, а когда обратным боем (удар от себя) то раздается такой противный призвук...


Противный призвук при обратном бое раздается почти на всех чувствительных инструментах. Казанцев, мягко говоря, таковым не является - посему, молотить по нему можно как угодно. Бывает, что на доромбах и на некоторых якутских хомусах, язычок уже изначально сбалансирован на столько, что позволяет играть в обе стороны без "левых" обертонов. Но это вовсе не означает, что такие инструменты лучше. Со временем, при правильной технике боя, язычок раскачивается так как надо, и все противные призвуки исчезают. При быстром бое, эти явления тоже менее заметны, поскольку игра идет на меньшей амплитуде. Пожалуй единственный из известных мне инструментов (если не брать в расчет такую "экзотику" как муккури или тумран, дэйзи каттер и пр.) на котором возможна игра только "к себе" - это киргизский темир комуз. Он сверхчувствительный, и длина язычка от загиба составляет две трети длины внутри дек.

Что касается правильного боя, то залогом качественного звука является удар по касательной, при котором точка соприкосновения подушки пальца с петелькой минимальна. Кроме того, удар должен быть резким, что подразумевает мощное и быстрое сокращение мышц. Тогда удар пойдет вскользь, и кисть почти не будет тащить за собой язычок. Таким образом, чем меньше площадь соприкосновения и чем меньше момент мышечных усилий на единицу времени - тем качественнее звук.
Концерт Турбодзен в Йогадоме.
 
Quote
Варганы подбираются друг к другу по тональности или берёте любую пару и они так классно сочетаются?

Большое спасибо за теплые слова! Мы поставили себе задачу постоянно удивлять слушателя и ломать привычные стереотипы отношения к подобной музыке. И стараемся все для этого делать.
Вот-вот выпустим альбом, там как раз и услышите продолжение. Что касается инструментов, то часть из них подбирается на слух, в том случае если разные ноты и страны происхождения, и часть по нотам. "Водопровод", например, это два доромба; бушмен и ацтек-мини, оба нота си. Музыкального образования у нас нет, поэтому доверяем ушам.)
Концерт Турбодзен в Йогадоме.
 
Дорогие друзья!

Ждем всех любителей варганной музыки 27 сентября в 19:30 в Йогадоме на Пушкинской. Кто еще не бывал на наших концертах - непременно приходите. Уверяем, такого звучания варгана вам еще не доводилось слышать.

Помещение, в котором состоится сие мероприятие, обладает изумительной акустикой. Там мы сможем отыграть по полной программе!:) Любителям трансовых состояний безусловно будет чем поживиться;)
А на МОРЧАНГАХ кто нибудь играл?
 
Quote
у них точность ударов должна быть не меньше чем при игре на доромбах, как мне показалось.


Мало того, чтобы прочувствовать характерные особенности звука, нужно еще очень резко наносить удар. Такова была особенность всех попадавшихся мне морчангов.
И полностью прав iggrimnir на счет переподвыпердов. На морчангах можно играть очень сложные ритмические рисунки. Даже на самых больших за счет дыхания и "битбоксерской" артикуляции.
У меня имеется один непальский варганчик. Он наверное самый маленький из всех, но звучит очень интересно и очень тонко.
Примерно так http://ru.youtube.com/watch?v=b7iaqOkAL2M
Pages: Prev. 1 2 3 4 5 Next